Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Робототехника     Возраст обучающихся: 10-14 лет

 

Комитет образования АМР «Нерчинско-Заводский район»

МОУ Олочинская ООШ.

 

 

 

                                                                                                       Утверждаю:

  Принята на заседании

методического (педагогического) совета              Директор МОУ Олочинская ООШ.  

от «___»  _____________ 20____г.

Протокол № __________________                                       Шубина Т. К.

 

                                                  «___»  ________________ 20____г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 

Робототехника

 

 

Возраст обучающихся: 10-14 лет

 

Срок реализации: 1 год 

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

составитель:Дудинов Николай.Михайлович

                                                                                                     

Олочи 2021

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

      Робототехника – это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.

     Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь, породила новые направления развития и самих этих наук.     Робототехника – это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов-роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами.

               Программа по Робототехнике предусматривает работу с образовательными конструкторами по робототехнике Модель – XPO 001. Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальная среда разработки программ VJC 4.0.

     Образовательная программа по робототехнике — это один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Во время занятий, обучающиеся научатся проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование.

     В распоряжении детей будут предоставлены конструкторы, оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые модели роботов. С его помощью обучаемый может запрограммировать робота на выполнение определенных функций.

     Образовательный кружок по робототехнике научно-технической направленности.

В наше время робототехники и компьютеризации необходимо учить ребенка решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.          

     Актуальность данного кружка заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование. т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.

     В педагогической целесообразности этого кружка не приходиться сомневаться, т.к. дети научатся объединять реальный мир с виртуальным, в процессе конструирования и программирования получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

Программа кружка рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15 лет. Сроки реализации программы 1 год.

 

Цель программы: развитие творческих способностей и формирование раннего профессионального самоопределения подростков и юношества в процессе конструирования и проектирования. 

В результате изучения данного курса, обучающиеся:

  • получат первоначальные знания по устройству робототехнических устройств;
  • овладеют основными приемами сборки и программирования робототехнических средств;
  • сформируют общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
  • ознакомятся с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при конструировании робототехнических средств.

 

Получат возможность:

  • формировать творческое отношение по выполняемой работе;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • развивать творческую инициативу и самостоятельность;
  • развивать психофизиологические качества: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.

 

Основными принципами обучения являются:

 

  • Научность — предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники.
  • Доступность- предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
  • Связь теории с практикой- необходимо вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
  • Воспитательный характер обучения- процесс обучения является воспитывающим, ученик не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.
  • Сознательность и активность обучения- в процессе обучения все действия, которые отрабатывает учащийся, должны быть обоснованы. Нужно учить, обучаемых, критически осмысливать, и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога.
  • Наглядность- объяснение техники сборки робототехнических средств на конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются существующие материалы, а также материалы своего изготовления.
  • Систематичность и последовательность- учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило, этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
  • Прочность закрепления знаний, умений и навыков- качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Не прочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой.
  • Индивидуальный подход обучении – в процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и, опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.

 

На занятиях используются различные формы организации образовательного процесса:

  • фронтальные (беседа, лекция, проверочная работа);
  • групповые;
  • индивидуальные (инструктаж, разбор ошибок, индивидуальная сборка робототехнических средств).

 

Для предъявления учебной информации используются следующие методы:

  • наглядные;
  • словесные;
  • практические.

 

Для стимулирования учебно-познавательной деятельности применяются методы:

— соревнования;

— поощрение.

 

Для контроля и самоконтроля за эффективностью обучения применяются методы:

— предварительные (анкетирование, диагностика, наблюдение, опрос);

— текущие (наблюдение, ведение таблицы результатов);

— тематические (опрос);

— итоговые (соревнования).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Теоретические занятия по изучению робототехники предусматривают

— выдачу материалов для самостоятельной работы и повторение материала ;

— теоретический материал педагог дает обучаемым, помимо вербального, классического метода обучения, при помощи различных современных технологий в образовании (аудио, видео лекции, экранные видео лекции, презентации, интернет, электронные учебники);

— проверка полученных знаний.

 

Практические занятия проводятся следующим образом:

— педагог показывает конечный результат занятия, т.е. заранее готовит (собирает робота или его часть) практическую работу;

— далее педагог обучает последовательности сборки узлов робота, используя различные варианты;

— далее обучаемые самостоятельно (и, или) в группах проводят сборку узлов робота;

— практические занятия начинаются с правил техники безопасности при работе с различным инструментом и с электричеством и разбора допущенных ошибок во время занятия в обязательном порядке.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

По окончанию курса обучения учащиеся овладеют:

  • теоретическими основами создания робототехнических устройств;
  • элементной базой при помощи которой собирается устройство;
  • порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;
  • порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;
  • правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами.

Получат возможность:

  • проводить сборку робототехнических средств с применением конструкторов;
  • создавать программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов.

 

Ожидаемые результаты программы кружка и способы определения их результативности заключаются в следующем:

  • результаты работ учеников будут зафиксированы на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике;
  • фото и видео материалы по результатам работ, обучающихся будут размещаться на сайте школы в разделе дополнительного образования.
  •  

 

МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

— олимпиады;

— соревнования;

— участие в районной НПК с проектами по робототехнике.

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п Тема Часы
всего теория практ.
1       Вводное занятие (в том числе техника безопасности) 1 1
2 Тема 1.

Конструирование модели «Вертолет»

1   1
3 Тема 2.

Конструирование модели «Светофор».

1   1
4 Тема 3.

Конструирование модели «Лебедка»

1   1
5 Тема 4.

Конструирование модели  «Вращающий стол»

1   1
6 Тема 5.

Конструирование модели «Конвейер»

1   1
7 Тема 6.

Конструирование модели « Магнитный замок».

1   1
8 Тема 7.

Конструирование модели «Миксер»

1   1
9 Тема 8.

Конструирование модели «Транспортер»

1   1
10 Тема 9.

Конструирование модели «Сканнер»

1   1
11 Тема 10.

Конструирование модели «Банкомат»

2   2
12 Тема 11.

Конструирование модели «Автоматические ворота»

2   2
13 Тема 12.

Конструирование модели «Стиральная машина»

2   2
14 Тема 13.

Конструирование модели «Центрифуга»

1   1
15 Тема 14.

Конструирование модели «Лифт»

2   2
16 Тема 15.

Конструирование модели «Автомобиль»

2   2
17 Тема 16.

Конструирование модели «Робот-манипулятор»

2   2
18 Тема 17.

Конструирование модели «Токарный станок»

3   2
19 Тема 18.

Соревнование по робототехнике

2   2
20 Тема19                                                             Импровизация 1

 

2   1
  Тема 20. Импровизация 2 2   1
  Тема 21. Импровизация 1 1   1
         
  Представление результата — робота 1   1
  ИТОГО 34 1 33

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Вводное занятие

Теория:

Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России.

Показ видео роликов о роботах и роботостроении.

Правила техники безопасности.

 

Тема 1.

Теория:

— Робототехника для начинающих, базовый уровень

— Основы робототехники.

— Понятия: датчик, интерфейс, алгоритм и т.п.

 Алгоритм программы представляется по принципу конструктора. Из визуальных блоков составляется программа. Каждый блок включает конкретное задание и его выполнение. По такому же принципу собирается сам робот из различных комплектующих узлов (датчик, двигатель, зубчатая передача и т.д.) узлы связываются при помощи интерфейса (провода, разъемы, системы связи, оптику и т.д.)

Практика:

 Знакомство с конструктором. 

— Твой конструктор (состав, возможности)

— Основные детали (название и назначение)

— Датчики (назначение)

— Двигатели

— Контроллер POWERONCO

— Адаптер питания 

— Как правильно разложить детали в наборе

В конструкторе по робототехнике Модель XPO-001 применены новейшие технологии робототехники: современный 32 – битный программируемый микроконтроллер; программное обеспечение, с удобным интерфейсом на базе образов и с возможностью перетаскивания объектов, а также с поддержкой интерактивности; чувствительные сенсоры и интерактивные сервомоторы; разъемы для USB подключений. Различные сенсоры необходимы для выполнения определенных действий. Определение цвета и света. Обход препятствия. Движение по траектории и т.д.

 

Тема 2.

Практика:

Собираем модель Вертолёта.

— Подключение электромотора

— Загрузка программы

Теория:

-Знакомство со свойствами основных узлов Вертолёта.

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

 

Тема 3.

Практика:

Собираем модель Лебедка.

— Подключение электромотор

— Использование муфты с червячной шестернёй.

— Шестерёнчатая передача крутящего момента.

— Загрузка программы

Теория:

— Знакомство со свойствами основных узлов Лебедки, применение аналогичных механизмов и узлов механизма в жизни и быту человека.

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

Тема 4.

Практика:

Собираем модель Центрифуга.

— Использование углового редуктора с выходным валом 1:1

Теория:

— Знакомство с основными узлами Центрифуги и центробежной силой.

— Использование аналогичных механизмов в жизни и быту человека.

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

Тема 5.

Практика:

Собираем модель Светофор

— Подключение электроламп

— Загрузка программы

Теория:

-Знакомство со свойствами светофора и применение его в жизни.

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

Тема 6.

Практика:

Собираем модель Магнитный замок.

— Подключение магнитных датчиков

— Подключение электроламп

— Загрузка программы

Теория:

— Знакомство со свойствами основных узлов магнитного замка.

— Использование аналогичных механизмов в жизни и быту человека.

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

Тема 7.

Практика:

Собираем модель Конвейер.

— Подключение электромотора

— Подключение электроламп

— Загрузка программы

Теория:

— Знакомство со свойствами основных узлов конвейера.

— Использование аналогичных механизмов на практики производств.

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

Тема 8.

Практика:

Собираем модель Вращающийся стол

— Подключение магнитных датчиков

— Подключение электроламп

— Подключение электромотора

— Использование углового и прямого редуктора

— Загрузка программы

Теория:

-Знакомство со свойствами основных узлов вращающегося стола.

— Использование аналогичных механизмов на практики.

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

Тема 9.

Практика:

Собираем модель Смеситель

— Подключение электромотора

— Использование углового и прямого редуктора

— Подключение датчика магнитного поля

— Подключение электроламп

— Подключение датчика касания

— Загрузка программы

Теория:

— Знакомство со свойствами основных узлов смеситель.

— Использование аналогичных механизмов в быту и на практики производств.

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

Тема 10.

Практика:

Собираем модель Стиральная машина

— Подключение электромотора

— Использование углового и прямого редуктора

— Подключение датчика магнитного поля

— Подключение электроламп

— Подключение датчика касания

— Загрузка программы

Теория:

— Знакомство со свойствами основных узлов стиральная машина.

— Использование аналогичных механизмов в быту и на практики.

Инструкция в комплекте с комплектующими.

Тема 11.

Практика:

Собираем модель  Сканер

— Подключение электромотора

— Использование углового и прямого редуктора

— Подключение датчика магнитного поля

— Подключение датчика освещенности

— Загрузка программы

Теория:

— Знакомство со свойствами основных узлов светового сканера.

— Применение аналогичных механизмов на практики в производстве.

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

Тема 12.

Практика:

Собираем модель Банкомат

— Подключение электромотора

— Подключение электролампы

— Подключение датчика освещенности

— Использование углового и прямого редуктора

— Загрузка программы

Теория:

— Знакомство со свойствами основных узлов банкомата.

— Применение аналогичных механизмов на практики.

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

Тема 13.

Практика:

Собираем модель Токарный станок

— Подключение электромотора

— Подключение датчика магнитного поля

— Использование углового и прямого редуктора

— Использование ходового винта

— Загрузка программы

Теория:

— Знакомство со свойствами основных узлов токарного станка.

— Применение аналогичных механизмов на производствах.

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

Тема 14.

Практика:

Собираем модель Автоматическая дверь

— Подключение электромотора

— Использование углового и прямого редуктора

— Подключение датчика магнитного поля

— Подключение электроламп

— Подключение датчика касания

— Загрузка программы

Теория:

— Знакомство со свойствами основных узлов автоматической двери.

— Применение механизма автоматических дверей в быту и производстве

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

Тема 15.

Практика:

Собираем модель Лифт

— Подключение электромотора

— Подключение датчика магнитного поля

— Подключение электроламп

— Подключение датчика касания

— Загрузка программы

Теория:

-Знакомство со свойствами основных узлов лифта.

— Применение механизма лифта в быту и производстве

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

Тема 16.

Практика:

Собираем модель Автомобиль

— Подключение электромотора

— Подключение датчика магнитного поля

— Подключение датчика освещённости

— Загрузка программы

Теория:

-Знакомство со свойствами основных узлов автомобиля.

— Применение аналогичного механизма в быту и производстве

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

Тема 17.

Практика:

Собираем модель  Робот-манипулятор.

— Подключение электромотора

— Использование углового и прямого редуктора

— Подключение датчика магнитного поля

— Подключение электромагнит

— Подключение датчика касания

— Подключение датчика числа оборотов

— Использование ходового винта

— Загрузка программы

Теория:

— Знакомство со свойствами основных узлов промышленным роботом.

— Применение аналогичных механизмов в производстве

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

Тема 18.

Практика:

Собираем модель Миксер

— Подключение электромотора

— Использование углового и прямого редуктора

— Подключение датчика магнитного поля

— Подключение датчика числа оборотов

— Загрузка программы

Теория:

— Знакомство со свойствами основных узлов манипулятора.

— Применение аналогичных механизмов в производстве

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

Тема 19.

Практика:

Собираем модель Станок с ЧПУ

— Подключение электромотора

— Использование прямого редуктора

— Подключение датчика магнитного поля

— Подключение датчика числа оборотов

— Использование ходовых винтов

— Загрузка программы

Теория:

— Знакомство со свойствами основных узлов станка.

— Применение аналогичных механизмов в производстве

Инструкция в комплекте с комплектующими.

 

Тема 20.

Практика:

Собираем импровизированную модель робототехники №1

— Подключение электромотора

— Загрузка программы

— Использование углового и прямого редуктора

— Подключение электроламп

Теория:

— Знакомство со свойствами основных узлов.

— Применение аналогичных механизмов в производстве и быту

— Изучение команд программирования  электроламп и электромотора

                                  

Тема 21.

Практика:

Собираем импровизированную модель робототехники №2

— Подключение электромотора

— Загрузка программы

— Использование углового и прямого редуктора

— Подключение электроламп

Подключение датчика касания

— Подключение датчика электромагнитного поля

Теория:

— Знакомство со свойствами основных узлов.

— Применение аналогичных механизмов в производстве и быту

— Изучение команд программирования датчика касания и датчика электромагнитного поля

 

 

Тема 22.

Практика:

Собираем импровизированную модель робототехники №3

— Подключение электромотора

— Загрузка программы

— Использование углового и прямого редуктора

— Подключение электроламп

Подключение датчика касания

— Подключение датчика электромагнитного поля

— Подключение электромагнита

— Подключение датчика освещенности

Теория:

— Знакомство со свойствами основных узлов.

— Применение аналогичных механизмов в производстве и быту

— Изучение команд программирования датчика освещенности и электромагнита

 

Тема 23.

Практика:

Собираем импровизированную модель робототехники №4

— Подключение электромотора

— Загрузка программы

— Использование углового и прямого редуктора

— Подключение электроламп

Подключение датчика касания

— Подключение датчика электромагнитного поля

— Подключение электромагнита

— Подключение датчика освещенности

— Подключение датчика числа оборотов

Теория:

— Знакомство со свойствами основных узлов.

— Применение аналогичных механизмов в производстве и быту

— Изучение команд программирования датчика числа оборотов и других команд

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

— электронные учебники;

— видео ролики;

  1. Материально-техническое обеспечение программы.
  2. Компьютерный класс – на момент программирования робототехнических средств, программирования контроллеров конструкторов, настройки самих конструкторов, отладки программ, проверка совместной работоспособности программного продукта и модулей конструкторов.
  3. Наборы конструкторов:

— конструктора по робототехнике Модель – XPO 001 – 4 шт.

— программный продукт.

— зарядное устройство для конструктора –4 шт.

— контроллеры конструкторов – 4 шт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

На русском языке о легороботах

http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=2

http://www.mindstorms.su/

На английском языке о легороботах

http://www.lego.com/education/#

http://mindstorms.lego.com/

 

Каталоги образовательных ресурсов

educatalog.ru — каталог образовательных сайтов